![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Павловский обмен денег: кто инициировал одну из самых грабительских финансовых реформ и зачем?
В эти дни есть повод вспомнить событие недавней истории — павловскую конфискационную денежную реформу, которая началась в СССР 23 января 1991 года. Как пишет «Труд», реформа взбаламутила страну и серьезно подорвала доверие населения к власти. За три дня надо было поменять имевшиеся на руках самые крупные тогда банкноты достоинством 50 и 100 рублей на более мелкие купюры — не новые, уже находившиеся в обращении. При этом максимальная сумма, разрешенная к обмену, составляла всего 1000 рублей на одного человека. У отделений Сбербанка моментально возникли длиннющие очереди, люди стояли днем и ночью — давка, истерики, обмороки, вызовы бригад «скорой помощи».
Почему советские власти решились пойти на конфискацию крупных купюр у населения? Сначала объясняли это тем, что реформа позволит отобрать нечестно нажитые средства и нетрудовые доходы. Эти доводы не выдерживали критики. Тогда премьер-министр Павлов объявил о раскрытии крупномасштабного заговора западных банков, целью которого было торпедирование советской экономики и уничтожение Советского Союза.
Советские спецслужбы еще в марте 1990-го проинформировали высшее руководство СССР об угрозе широкомасштабной экономической диверсии. Сообщалось, что за рубежом идет тайное накопление значительных сумм наличных советских денег для последующего единовременного вброса в нашу экономику. Поэтому и было решено провести реформу.
Мало кто знает, что первая попытка провести обмен денег была сделана еще в бытность Павлова министром финансов. Но тогдашний председатель правления Государственного банка Виктор Геращенко и его заместитель Арнольд Войлуков в версию чекистов не поверили. Они сообщили, что утечка за рубеж наличности в таких огромных масштабах не могла пройти незамеченной и подобного они не замечали. Но вскоре все дискуссии были прекращены, а Госбанк получил жесткий приказ: готовить денежную реформу.
Подтвердились ли данные спецслужб о подготовке экономической диверсии? Нет, не подтвердились. По данным Войлукова, а это информация из первых рук, изъяли в общей сложности 42 млрд рублей, к обмену не было предъявлено всего 6,3 млрд. Миф о десятках миллиардов рублей в западных банках лопнул как мыльный пузырь. Однако ни спецслужбы, ни руководители страны публично не признали допущенного просчета («Сдавайте купюры, граждане!»).
http://www.zagolovki.ru/daytheme/reforma/2